ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА кандидата  в депутаты  Жогорку Кенеша  Кыргызской Республики  по Жалал-Абадскому      избирательному      округу      №14      (в      порядке самовыдвижения)    Шаимкулова Манаса Каныбековича
Программа: «СТРАНА БЕЗ КОРРУПЦИИ»

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы - вовлечение в антикоррупционное движение всего общества путем создания атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
формирование      антикоррупционной      культуры,      образования      и      воспитания;
- снижение предпосылок возникновения коррупции;
- усиление общественного контроля деятельности органов государственного управления, квазигосударственного сектора и субъектов монополий;
- расширение полномочий местного самоуправления;
- совершенствование антикоррупционного законодательства.
2. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
В политической Доктрине определено, что «борьба с коррупцией является задачей всех и каждого. Коррупция подрывает основы государственности и демократии. Поэтому будут создаваться системные условия для противодействия коррупции и формирования в обществе нетерпимости к любым ее проявлениям».
В этой связи Программа построена на пяти базовых принципах:
-  Принцип системности. Противодействие коррупции не должно сводиться только к выявлению отдельных фактов. Преследование отдельных коррупционеров, в том числе за счет «громких дел», не может дать устойчивого результата.
Главный акцент переносится на формирование антикоррупционной культуры и поведения, усиление общественного контроля, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
-   Принцип равенства всех перед законом и судом. Конституция Кыргызской Республики гарантирует равенство всех перед законом и судом. Это должно проявляться в равной степени для всех, подчиняться закону и нести равную ответственность за его нарушение. Наказание за коррупцию должно быть неотвратимо вне зависимости от социального, имущественного и должностного положения. Неукоснительное соблюдение закона является условием предотвращения коррупции на всех уровнях власти.
-   Принцип   прозрачности,   открытости   и   подотчетности   государства   обществу.
Конституция закрепляет, что единственным источником государственной власти является народ, делегирующий осуществление своей власти государственным органам. Каждый гражданин имеет право свободно получать информацию любым, не запрещенным законом способом, а государственные органы обязаны предоставлять такую информацию, обеспечив свободный доступ.
Эффективность борьбы с коррупцией напрямую зависит от ориентированности государства на служение законным интересам граждан. Работа органов государственного управления должна быть понятной и доступной обществу.
-     Принцип партнерства государства и общества. Эффективная реализация антикоррупционных   мер   невозможна   без   активного   участия   общества,   массового антикоррупционного движения. Ответственность за успешное противодействие коррупции лежит не только на государстве, но и на обществе, каждом отдельном гражданине. Только единство и взаимное доверие государства и общества позволят успешно противостоять коррупции.
3. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
Серьезной общественной проблемой остается равнодушие к проявлениям коррупции. Коррупция - это кризис ценностей, выражающийся в общественном сознании через превалирование материальных благ над духовными. В сознании части граждан коррупция стала обыденным делом, а для некоторых - решением насущных вопросов в обход закона.
Антикоррупционные меры зачастую воспринимаются как бессистемная, поверхностная работа с низким результатом. По мнению населения, борьба с коррупцией
-  это задача государства. Подобное отношение, укоренившиеся в обществе недоверие и стереотипы значительно ослабляют противодействие коррупции.
Между тем, без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Каждый гражданин, каждая семья должны понимать, что борьба с коррупцией
- дело всего общества, каждого гражданина.
Поэтому с раннего детства надо прививать любовь к Родине, уважение к окружающим и традициям, стремление к знаниям и труду, порядочность и честность. Испокон веков эти чувства в крови у нашего народа. Необходимо воспитать поколение граждан, для которого вышеназванные ценности будут подлинными ориентирами в жизни.
Поэтому именно процесс воспитания и образования является основой формирования антикоррупционной культуры человека. Главная роль здесь отведена семье и сфере образования. Каждый родитель, каждый учитель должны быть достойным примером для детей, помогать в выборе истинных ценностей.
Модель антикоррупционного образования и воспитания должна быть выстроена вокруг таких фундаментальных понятий, как «Закон», «Справедливость», «Равноправие».
Антикоррупционное поведение должно формироваться на всех уровнях образования.
В построении данной модели следует задействовать лучших специалистов в области педагогики, психологии, юриспруденции, политологии, экономики, культурологии, а также социологии.
Для подрастающего поколения только честный и добросовестный труд должен стать главным мерилом успешности, высоких достижений, знаний и материального благополучия.
Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло. Поэтому молодежные организации займут особое место в пропаганде «нулевой» терпимости к коррупции. В авангарде этих сил должен быть молодежь. Я и моя команда намерена добиваться:
-    культивирования в семье и обществе традиционных народных ценностей самодостаточности (умеренность и скромность в запросах, нравственная стойкость и твердость в отношении излишеств), приоритета духовного богатства над материальным;
-   кардинального повышения уровня правовой грамотности населения, искоренения правового нигилизма в обществе;
-   совместно с Гражданским обществом и другими общественными объединениями содействия гражданским инициативам по формированию атмосферы «нулевой» терпимости к коррупции и выработке конкретных предложений по ее противодействию;
-   совместно   с   предпринимателями   и  другими   саморегулируемыми  организациями принимать меры по противодействию коррупции в корпоративном секторе;
-  обеспечения прозрачности работы высших учебных заведений через создание онлайн портала, формирования атмосферы нетерпимости к коррупции в вузах;
-  широкой пропаганды неприятия коррупции, в том числе за счет создания специальных проектов в СМИ.
Результатом    формирования    антикоррупционной    культуры    и    поведения станет:
- восприятие гражданами угрозы коррупции для общества и государства;
-  негативное отношение к коррупционерам и отторжение коррупционного поведения;
-  кардинальное снижение доли населения, которое приемлет дачу взятки как способ решения своих вопросов;
- увеличение уровня правовой грамотности населения.
3.2. СНИЖЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ
Принципиально важный подход Программы - акцент на устранение причин и условий коррупции, а не на борьбу с ее последствиями. Поэтому мы будем на системной основе добиваться снижения административной нагрузки на бизнес, передачи государственных функций саморегулируемым организациям и в конкурентную среду, автоматизации и прозрачности предоставления государственных услуг, их актуализации, повышения эффективности работы государственного аппарата и квазигосударственного сектора.
3.3. СНИЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ДЛЯ БИЗНЕСА
Я буду добиваться принятия пакета законов по кардинальному снижению административных барьеров для бизнеса, в том числе предусматривающих:
-  отмену всех плановых проверок малого и среднего бизнеса, а также внедрение новой системы управления рисками в сфере предпринимательства, объективно отражающей необходимость внепланового контроля;
- упрощение процедур ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства;

- законодательное сокращение участия государства в предпринимательской деятельности.
Я буду на системной основе проводить анализ законодательства, в том числе с привлечением НПО, экспертного сообщества на предмет устранения противоречий, пробелов, коллизий, создающих предпосылки для коррупции.
3.4. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Как показывает международный опыт, доверие населения к власти во многом определяется уровнем бытовой коррупции. Это то, с чем граждане и бизнес сталкиваются повседневно при получении государственных услуг. В этой связи для системного повышения качества оказания государственных услуг мы будем добиваться:
- обеспечения выдачи всех разрешений в электронном виде;
-   перевода   социально   значимых   государственных   услуг   в   электронный   формат;
-  оказания государственных услуг в электронном виде принципу «одного окна» (через ЦОНы).
3.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
С целью профилактики коррупции в государственном секторе я считаю необходимым:
-    обеспечить абсолютную открытость и прозрачность процесса управления и приватизации государственной собственности;
-  формировать кадровый резерв кадров с безупречной репутацией на ответственные должности в государственном аппарате;
-   обеспечить повышение оплаты труда государственным служащим, работникам бюджетной сферы, развивая систему моральных и материальных поощрений за результативную работу;
- создать систему через принятие законов, предусматривающих:
1)  введение ротации руководителей, занимающих административные государственные должности;
2)   сокращение перечня товаров, работ и услуг при государственных закупках без применения конкурсных процедур и способом из одного источника;
3) регулирование процессов закупок и контроля за эффективным расходованием средств.


3.6. ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ, ПРОЗРАЧНОСТИ И ПОДОТЧЕТНОСТИ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Мы будем последовательно добиваться повышения открытости, прозрачности и подотчетности государственных органов перед обществом по принципу «служения государства обществу». Поэтому я считаю необходимым обеспечить:
- прозрачность использования каждого сома из бюджета используя возможности депутата Парламента, а также привлекая к этой работе представителей гражданского общества и экспертов;

- публикацию ежегодных отчетов государственных органов о достижении запланированных индикаторов в рамках реализации стратегических планов и программных документов;
-  активное проведение расследований по привлечению внимания общественности к коррупционным правонарушениям, преданию огласке конкретных фактов коррупции, в первую   очередь,   с   использованием    государственных   и   частных   медиа-ресурсов;
-    осуществление постоянного мониторинга качества и доступности оказания государственных услуг;
принятие         через         Парламент                  законов,         предусматривающих:
1)  регулирование процессов общественного контроля, гарантирование гражданам его осуществление. Закон внедрит современные и эффективные инструменты независимого контроля государственных органов, а также позволит шире вовлекать граждан в процесс принятия и реализации решений данных субъектов;
2)   доступ граждан к информации государственных органов а также деятельности субъектов естественных монополий и доминантов на регулируемых рынках, в том числе по тарифо-образованию и исполнению инвестиционных программ;
3)    введение обязательного декларирования и размещения в свободном доступе информации о доходах и расходах государственных служащих и членов их семей.


3.7.        ОБЕСПЕЧЕНИЕ        ПРОЗРАЧНОСТИ        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
Ключевым фактором, оказывающим влияние на доверие граждан к государственным институтам власти, является работа правоохранительных органов и судебной системы.
Я считаю необходимым обеспечить максимальную прозрачность работы данных структур, в том числе за счет:
- полного оснащения залов судов системами аудио-видеофиксации;
-  адекватного охвата всех судов периодическими социологическими исследованиями, проводимыми среди участников судебных процессов и профессиональных юристов с привлечением представителей неправительственных организаций;
-  обязательного участия в проводимых мероприятиях на антикоррупционную тематику представителей институтов гражданского общества.
3.8. РАСШИРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Важнейшим аспектом успешной борьбы с коррупцией является возможность граждан непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения. Мы выступаем за расширение полномочий местного самоуправления, заинтересованности и ответственности местного сообщества за развитие своего населенного пункта.
Граждане не должны быть в стороне от вопросов благоустройства, развития местной инфраструктуры, качества жилищно-коммунальных услуг, общественного порядка. Необходимо дать возможность населению участвовать в мониторинге и контроле использования средств не только по бюджетным программам местного самоуправления, но и в целом всех бюджетных расходов, направленных на решение проблем конкретной местности.
В этой связи я буду добиваться законодательного закрепления:
- прав граждан на контроль и мониторинг использования бюджетных средств на сельском уровне и на уровне городов районного значения и районов в городах;
-    полномочий местного сообщества по инициированию процедуры досрочного освобождения айыл- окмоту;
-    расширения полномочий органов местного самоуправления в формировании собственных источников дохода;
- прозрачности и открытости работы органов местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Доктрине провозглашается историческая ответственность каждого гражданина, за будущее страны и обеспечение достойной жизни граждан. Искоренение коррупции -ключевое условие для укрепления фундаментальной ценности нашего народа и государства - Независимости.
Поэтому главной задачей Программы является формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и правового сознания, консолидация государства и общества в борьбе с этим социальным злом. Ключевым условием достижения целей и задач Программы является становление новой модели отношений государства и общества на принципах доверия, взаимной ответственности, партнерства, прозрачности, открытости и подотчетности. Я хочу обеспечит эффективное взаимодействие, а также конструктивный обмен идеями и мнениями со всеми институтами гражданского общества, государственными органами и экспертами по вопросам противодействия коррупции.