"Таза Бишкек"
предвыборная программа партии "Социал-демократы" для Бишкека
Бишкек сегодня превратился в мегаполис, самый быстро развивающийся регион страны. Вместе с тем, он столкнулся с большим количеством проблем, вызванных именно его быстрым ростом. Это перенаселенность, транспортные проблемы, экологические проблемы и так далее.
В последние годы мэрия и Бишкекский горкенеш не предлагали комплексных, стратегических решений, они только зашивали дыры в старой одежде, а не меняли ее.
Мы, социал-демократы Кыргызстана, действуем на основе проверенной во многих процветающих странах идеологии, в основе которой лежат два принципа:
- строительство социального государства, то есть такого, которое постоянно заботится о простых людях и дает им серьезные социальные гарантии
- расширение демократии, то есть власти народа, решение всех проблем с использованием демократических механизмов.
Исходя из этого, мы предлагаем столице Кыргызстана следующий план реальных реформ.
В сфере городского управления:
- Мы будем добиваться прямых выборов мэра города. Бишкекчане имеют сегодня высокий уровень образования и политического опыта, они достойны того, чтобы выбирать главу города непосредственно
- "Прямая демократия". Это введение нормы, согласно которой любая предложенная народом законодательная инициатива, набравшая 5000 голосов на специальном портале, автоматически выносится на рассмотрение пленарного заседания БГК.
Подобная инициатива предлагалась ранее партией СДПК, преемниками которой мы выступаем, но была отвергнута депутатами Жогорку Кенеша по причине их низкой "цифровой грамотности": они просто не поняли, что современные технологии позволяют абсолютно точно идентифицировать пользователя сети Интернет.
Кроме того, методы "прямой демократии" включают регулярные цифровые референдумы по ключевым вопросам городской политики.
- Сокращение дублирующих функций в мэрии, районных акимиатов, муниципальных территориальных управлений, вплоть до ликвидации впоследствии лишних звеньев системы управления - административных районов и передачи функций МТУ центрам обслуживания населения (ЦОН). За счет этого - более эффективное и экономное расходование бюджетных средств.
- "Умный город". Четыре года назад для Бишкека социал-демократами разрабатывался проект "Умный город", основанный на внедрении цифровых технологий в управление столицей (коммунальное хозяйство, транспорт, освещение и т.д.). Его превратили в пародию, подменив проектом "Безопасный город", который, в свою очередь, превратился исключительно в инструмент выкачивания денег из КР за рубеж и в коррупционную кормушку. Власть не смогли реализовать даже начатый пилотный проект "гибридная почта" и другие пилотные проекты "Умного города".
Надо отметить, что договор с инвесторами по "Безопасному городу" заключался на 5 лет, после чего инвестор должен передать кыргызской стороне свою техническую базу и уйти.
Город сам будет, основываясь на использовании кыргызских IT-специалистов, строить и эксплуатировать эту систему, не допуская коррупции и утечки не только капиталов, но и собранных данных за рубеж. Готовиться к этому нужно уже сегодня.
Предлагаем также внедрить программу "Безопасный двор", начав с наиболее густонаселенных кварталов.
В сфере городского бюджета:
Бишкеку необходим "бюджет развития", те средства, которые он может тратить не на текущие расходы, а на проекты, развивающие город. Его можно сформировать за счет ряда источников:
- Необходимо добиться четкого разграничения полномочий и предметов ведения между Правительством КР и мэрией, если необходимо - даже через судебное разбирательство. По причине того, что бюджет Бишкека вынужден финансировать выполнение полномочий, которые обязан финансировать республиканский бюджет, город теряет значительную часть собираемых им доходов. Например, Бишкек остается единственным городом в стране, бюджет которого финансирует расходы на образование без компенсации из бюджета республики. Эту практику пора прекращать.
- Развитие проектов ГЧП с использованием муниципальной собственности. В частности, мы против строительства на месте бывшей генпрокуратуры в центре города очередного административного здания. Вместо этого Бишкек мог бы инвестировать земельный участок в проект совместно с Парком высоких технологий, создав прибыльное и экологически чистое предприятие в центре столицы.
- Использование на благо города неэффективно используемых территорийбывших промышленных зон. Десятки и сотни гектаров земли сегодня используются в лучшем случае для нужд малого бизнеса. Для Бишкека сегодня это недопустимая роскошь! Необходим проект комплексной реновации промышленных зон, с учетом интересов и промышленности, и города.
- Планируется перенос за город СИЗО-1 (5 га территории).
- Соглашение о сотрудничестве с налоговыми органами
Создавать собственные налоговые органы городу, разумеется, не нужно, но крайне полезным будет заключение меморандума о сотрудничестве с государственной налоговой службой в части выявления объектов и предприятий, подлежащих налогообложению в пользу городского бюджета, но реально от налоговой службы укрытых.
В сфере городской инфраструктуры:
- Коммунальные сети Бишкека более чем на 80% выработали свой ресурс; необходимо создать фонд, в котором собирать средства для их масштабной реконструкции;
- Решить проблему воды. В последние годы Бишкек неожиданно для власти столкнулся с проблемой смога, хотя многие специалисты предупреждали о такой угрозе, наблюдая рост числа старых автомобилей и увеличение хаотичной частной застройки. Но через три-пять лет Бишкек так столкнется с жесточайшим кризисом, связанным со снабжением питьевой водой. Если 15 лет назад использовались водоносные горизонты, лежащие на 40 метрах под землей, то теперь уже на 150-250! Падает давление воды в трубах.
Городу пора осваивать новые водоносные горизонты, которые находятся в Иссык-Атинском районе. В Генплане есть упоминание об этом, но на практике не делается ничего и источник средств не определен. Чтобы это стало возможным хотя бы к 2025 году, нужно действовать прямо сейчас, создавать инфраструктуру. Иначе через несколько лет нам будет нечего пить.
Кроме того нужно сейчас внедрять оборотную систему воды, экономить воду. Социал-демократы планируют запустить социальную рекламу, с целью внедрить общественную солидарность в вопросе бережного отношения к водным ресурсам – «Таза суу».
- В сфере борьбы со смогом наш ответ - газификация частной застройки с последующим введением санкций за отопление неэкологичным топливом. Владельцы общественных бань и саун должны перейти на газ или электричество.
- Мы намерены развивать озеленение в Бишкеке, вести судебную борьбу с теми, кто незаконно застраивает городские парки. Незаконные постройки в парковых зонах должны сноситься. Сегодня на одного жителя Бишкека приходится в 4 раза меньше зеленых насаждений, чем положено по нормативам.
- Ужесточение городского контроля в сфере общественного транспорта. Мы готовы будем утвердить увеличение тарифов на проезд только при условии, что транспорт станет более комфортным и безопасным для пассажиров. Планомерная закупка общественного транспорта на экологичном топливе (газ).
Мы готовы защищать законные права рядовых водителей, но мы категорически выступаем против "маршруточной мафии" - тех крупных владельцев транспортных средств, которые, гласно или негласно, контролируют сегодня в Бишкеке рынок транспортных перевозок и извлекают сверхприбыль, экономя на техобслуживании, экологии и безопасности.
Строительство новых подземных переходов, что гораздо дешевле эстакад, внедрять современную систему цифрового управления городским автомобильным движением.
- Остановка "точечной застройки" Бишкека, контроль за тем, чтобы строительство велось только в соответствии с Генпланом и ПДП.
- Мы обяжем «чёрных» самозастройщиков, которые незаконно построили многоквартирные дома на муниципальных землях и реализовали жильё, выкупить эти территории у мэрии по рыночной цене муниципальной земли на сегодняшний день в Бишкеке у государства! Жертвы афёр таких самозастройщиков, к сожалению, сегодня годами платят мэрии за аренду земли или же остаются на улице ни с чем.
- Вводить систему социального обременения при выдаче разрешений на жилищное строительство по системе МЧП (муниципально-частное партнёрство): мэрия выдает земельные участки под обязательство застройщика передать городу часть квартир; таким образом, выдаются квартиры городским льготникам.
- Решить проблему выделения земли для нового кладбища, так как существующее Юго-Западное уже давно исчерпало земельные наделы.
- Разработать и осуществить комплексную программу озеленения города. Вести борьбу за снос всех незаконных строений в парках и других зеленых зонах Бишкека.
- Мы обеспечим полный контроль со стороны правоохранительных органов и внимание к СМИ к форменному беспределу, творящемуся в сфере ритуальных услуг и на кладбищах.
В сфере социальной защиты бишкекчан:
По мере появления в бюджете города дополнительных финансовых возможностей, мы выступаем за организацию системы дополнительных льгот для жителей Бишкека, относящихся к социально-уязвимым слоям. Нуждающиеся бишкекчане должны получить доступ к льготным продовольственным товарам, лекарствам, товарам для детей. Для этого мэрия будет заключать договоры с торговыми предприятиями, которые получат за предоставление данных льгот налоговые скидки от мэрии.
Планируется создание кризисного центра помощи женщинам при мэрии города Бишкек. Он будет предназначен для оказания помощи женщинам, попавшим в тяжёлые жизненные обстоятельства (будь то насилию или издевательствам, потерявшим жилье или работу).
В сфере предоставления городских льгот и адресной социальной поддержки бишкекчан предлагается ввести "Социальную карту бишкекчанина", использовав пример других стран, например, России. "Социальная карта" поможет навести порядок в вопросах предоставления льгот.
-Этой картой можно будет оплатить льготный проезд в общественном транспорте, пенсионерам. Будет внедрён также льготный проезд для студентов очного обучения.
-получить льготы при покупке ряда товаров в социальных магазинах, с которыми заключит соглашение мэрия, включая льготные лекарства,
-получить другие городские услуги.
С ее помощью будут реализованы городские программы льгот для пенсионеров, лиц ЛОВЗ, многодетных семей, школьников, студентов очного обучения, социальных работников, учителей, врачей,а также уязвимых категорий людей, имеющих бишкекскую прописку.
Мы также считаем необходимым принять и внедрить городскую программу социальной поддержки медиков "Скорой помощи", чтобы приостановить отток кадров из этой службы.
-Планируется также строительство крупного единого медицинского центра в части Бишкека с наиболее благоприятными экологическими условиями за городом, который позволит вывести туберкулёзный диспансер и инфекционную больницу (возможно как и другие медицинские учреждения) из центра города, с обеспечением общественного транспорта.
Подробный перечень городских мер поддержки должен будет уточняться и расширяться Бишкекским городским кенешем ежегодно, в зависимости от увеличения городского бюджета.
Мы готовы будем помогать жителям "новостроек" получить бишкекскую прописку (там, где это в принципе возможно, т.к. ряд кварталов самостройщиков входят в зону полигона ТБО и магистрального газопровода у объездной трассы в северной части Бишкека, где жилое строительство недопустимо).
В сфере культуры и образования:
- Предлагаем за счет специальной программы городского бюджета дать возможность учащимся школ посетить каждый из трех десятков городских музеев
- Немедленно открыть для посетителей Государственный исторический музей. Тот факт, что он до сих пор закрыт для посетителей - это просто вредительство.
- Оказывать систематическую помощь организациям внешкольного образования и воспитания детей и подростков.
- Развивать сотрудничество с городскими театрами. За счет привлечения театральных коллективов к городским мероприятиям, дать театрам возможность заработать дополнительные средства. Организовать за счет средств городского бюджета для социально уязвимых категорий (лиц ЛОВЗ, пенсионеров и т.д.) возможность приобретать льготные или бесплатные для них билеты в государственные театры.
В сфере молодежной политики:
- Совершенствовать городскую систему профориентации молодежи для того, чтобы сократить безработицу среди молодых. Мэрия должна помочь молодым людям найти себе место работы еще на этапе обучения.
- Поддерживать общественные объединения, которые ведут работу с молодежью (спортивной, военно-патриотической, культурной и прочей направленности).
- Поддерживать организацию школ и курсов для обучения молодежи специальностям в сфере IT.
- Создание Бишкекского молодёжного бизнес-инкубатора при мэрии города Бишкек, который будет занят поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития продукта: от разработки до выхода на рынок. Планируется сопряжение работы бизнес-инкубатора с работой фондов развития в Кыргызстане.
- Поддерживать за счет городских грантов молодежные волонтерские проекты.
В сфере развития спорта:
- Сделать упор на развитие массовой физкультуры, приняв для этого программу увеличения количества спортивных и тренажерных площадок во дворах, с тем, чтобы для каждого жителя города в перспективе эта инфраструктура была в шаговой доступности.
- Объединений федераций спорта в единую ассоциацию, для создания единой стратегии развития спорта в Бишкеке.
- Провести реконструкцию Дворца спорта имени Кожомкула.
Мы знаем, что делать, и знаем, как!
Настало время для решительных шагов. Город должен получить реалистичную, выполнимую, но при этом перспективную политику, направленную не на заштопывание постоянно образующихся дыр, а на развитие. Социал-демократы готовы поставить свою энергию и знания на службу Бишкеку, на благо бишкекчан!