Положение в стране и наша главная задача

 

Сегодня исторический момент для нашего народа, возникла угроза выживания Кыргызстана как государства, и в этой связи возникла необходимость создания общенационального плана действий, который сможет обеспечить подъем экономики и направить в созидательное русло эмоциональное состояние общества.

 

С момента обретения независимости Кыргызстан пытается найти свой путь развития. Забыты заветы предков, все это время мы подвергались мощной экспансии чуждых нам ценностей. Все это время нашему народу насаждались сладкие картины западного мира, наши руководители пытались представить чужие модели и чужие ценности привлекательными для нашего народа. Все, что делалось в стране, делалось под диктовку очередных советчиков, пытающихся научить наш народ, как жить правильно. Модели других стран: Швейцарии, Малайзии, предлагались как пути развития, без учета менталитета нашего народа.

 

Отличающей чертой кыргызского народа всегда была способность сохранить свою идентичность и государственность. У нас есть все возможности стать благополучным, успешным государством, в котором наши традиции будут сочетаться с демократическими ценностями.

 

Настало время взять ответственность за свою судьбу, подумать самим за себя, за свой народ, за свою страну.

 

Для того чтобы следующие годы стали периодом политической стабильности и процветающего экономического развития, осознавая ответственность за судьбу народа и страны, представляю программу действий.

 

Я Жансеитов Тынайбек Каныбекович, вижу важнейшей задачей страны не только экономический рост, для нас важны социальные ценности демократии - каждый гражданин нашей страны должен ощущать свободу выбора, защищенность своей собственности, прав и иметь возможность достойно вырастить детей. При решении государственных задач не должны ущемляться права простых граждан. Любые реформы теряют смысл, когда жизнь простых людей становится хуже.

 

Грядущие выборы будут определяющими для будущего страны и народа. Гражданам нашей страны нужна в первую очередь политическая стабильность и безопасность, когда можно с уверенностью смотреть в будущее, планировать свою жизнь и не переживать за будущее детей. И поэтому наша общая задача - прекратить бесплодные внутренние раздоры и осознать, что мы все в равной степени отвечаем за нашу страну. Главное для развития нашей страны сегодня - это просто обеспечить стабильность и безопасность.

 

Кроме этого надо развить региональную политику -  обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов республики для повышения благосостояния и качества жизни населения через фокусную поддержку развития опорных территорий, включающих в себя центры развития и соответствующие айылные аймаки.

Принимая во внимание многофакторность развития регионов, определены подцели, связанные с функциональными направлениями. Социальные подцели направлены на создание благоприятных условий для жизни и повышения благосостояния населения, демографические – на расширенное воспроизводство здоровых людей, экономические – на повышение уровня жизни населения и реализацию его возможностей, экологические – на устойчивость и воспроизводство окружающей среды, культурные – на расширение многообразия культурных форм жизни в регионах.

Для достижения главной цели необходимо решение следующих основных задач:         

- воспроизводство основных видов территориальных ресурсов: природных, человеческих, инфраструктурных, культурных, экономических;

- интеграция регионов через создание единого экономического рынка, обеспечение продовольственной безопасности, поддержание единой инфраструктуры, предоставление государственных и муниципальных услуг;

- формирование опорных территорий с центрами развития и созданием для них условий, необходимых для повышения инвестиционной привлекательности и общего делового климата;

- внедрение механизмов стимулирования развития регионов путем их специализации, формирования экономически конкурентоспособных кластеров, реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП);

- наращивание потенциала в регионах с целью расширения возможностей формирования будущего развития, его реализации, поиска источников и механизмов развития;

- формирование индивидуальных подходов к развитию каждого объекта управления;

- интеграция в регионах и на территориях механизмов обеспечения национальной безопасности (военная, экономическая, безопасность в чрезвычайных ситуациях, экологическая, информационная и другие виды безопасности).

За годы независимости республики, несмотря на проводимую политику, направленную на децентрализацию управления и усиление регионов, происходили процессы, которые привели к концентрации в экономическом и политическом центре страны всех ресурсов, включая финансовые и человеческие.

Основные инструменты государственного регулирования экономики республики не ориентированы на цели развития территорий. Имеют устойчивую тенденцию к сокращению доходы, самостоятельно собираемые местными бюджетами, объемы которых стали меньше трансфертов, получаемых из республиканского бюджета. Зависимость территорий от распределительной политики «центра» усиливается. Значительная часть налоговых доходов государственного бюджета обеспечивается городом Бишкек.

Сложившееся различие в развитии регионов требует разные подходы государственной политики.

Анализ данных последних более двадцати пяти  лет показывает, что в республике отсутствует эффективно действующий консолидированный и комплексный подход к развитию регионов, на местах неэффективно решаются задачи развития и улучшения социальной жизни населения.

Основной задачей государства должно быть обслуживание граждан страны и защита их интересов посредством предоставления им достойных условий для жизни и работы. Для этого необходимо реформировать систему государственного управления.

 

  1. Приоритеты

 

Порядок, законность, экономическое развитие и социальная справедливость - залог будущего процветания района.

 

Основные приоритеты:

 

безопасность граждан;
соблюдение законов;
равноправные отношения между властью, бизнесом и обществом;
развитие экономики;
создание новых рабочих мест;
справедливое распределение материальных благ.
Я готов взять на себя ответственность за установление в регионе экономического и правового порядка. Я не обещаю никому золотых гор и чудесного наступления светлого будущего уже завтра: те, кто занимается популизмом в расчете на политические дивиденды, вряд ли сами верят в эти сказки. Мои обязательства просты, измеримы, и самое главное - достижимы.

 

 2.1 Управление государством

  

Органы государственного управления на сегодняшний день во многом несовременны, неэффективны, слабы и при этом непропорционально дорогостоящие. Наблюдается высокая степень дублирования функций среди государственных органов, что привело к чрезмерному уровню регулирования с их стороны, раздуванию органов государственного аппарата и его штата, которые сопровождались низким уровнем мотивации, высоким уровнем коррупции и возможностями для коррупционных проявлений. Отдельно необходимо выделить неэффективную систему планирования бюджета и расходов и низкий уровень общественного доверия к правительству. Сегодня органы государственного управления решают задачи выживания, работая по принципу «латания дыр», но они не в состоянии гарантировать экономическое развитие и конкурентоспособность Кыргызстана в будущем.

 

Реформа государственного управления должна быть направлена на повышениеэффективности деятельности государственных органовпо управлению процессами социально-экономического развития. Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы оценки деятельности государственных органов,функционирование которыхдолжно быть направлено на результативность, своевременность и качество решения проблем.

Недостаточная работа ведется по повышению кадрового потенциала органов государственного управления и органов местного самоуправления. Важным аспектом остается неурегулированность вопросов взаимодействия органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления. Необходимо выработать механизмы эффективного взаимодействия, определить зоны ответственности, разделить полномочия и исключить дублирующие функции.Необходимо создать модель государственного управления, которая обеспечит эффективность и координацию работы государственных и территориальных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления. Также требуют укрепления и развития вертикальные и горизонтальные коммуникации между органами государственной власти.

Проблемы органов местного самоуправления.

Одной из важнейших задач является развитие местного самоуправления.

Разграничение функций, полномочий государственных органов и органов местного самоуправления (МСУ) и делегирование государственных полномочий требуется пересмотреть в части, касающейся обоснования расширения функций органов местного самоуправления, определения механизма делегирования государственных полномочий и их финансирования.

Необходимо совершенствование межбюджетных отношений, обеспечение финансовой устойчивости местного самоуправления и эффективное управление ресурсами на местном уровне. Предоставление органам местного самоуправлениядотаций стало фактором, снижающим их заинтересованность в финансовой самостоятельности.

Необходимы механизмы, стимулирующие развитие ГЧП и муниципально-частного партнерства.

Неэффективность инвестиционной политики в регионах.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность в формировании благоприятного инвестиционного климата и привлечении финансовых ресурсов в регионы. Активизация привлечения прямых иностранных инвестицийбудет способствоватьвнедрению новых технологийв производство, впрактику управления, а также будет способствать выходу на новые рынки за рубежом.

Слабый уровень экономического развития и крайне низкая конкурентоспособность производственного сектора страны являются основными причинами малых объемов прямых иностранных инвестиций.Как следствие,все эти факторы формируют непривлекательный инвестиционный имиджреспублики.

Необходимо снизить государственное вмешательство в частный бизнес, предоставить инвесторам преференции, соблюдать единые правила для иностранных и внутренних инвесторов.

Стратегически правильным решением является адресное улучшение условий инвестиционной привлекательности страны в точках/ступенях роста и целевое инвестирование региональных проектов посредством привлечения средств.

Отдельным вектором деятельности Правительства Кыргызской Республики должно стать финансирование и развитие непривлекательных для инвесторов приграничных территорий в регионах.

Ключевым моментом развития региональной инвестиционной политики должно стать внедрение стандартной практики по обеспечению и созданию благоприятных инвестиционных условий, которая предполагает наличие региональных инвестиционных программ/стратегий,  создание соответствующего координирующего органа с участием местных бизнес-структур, а также интерактивной площадки для обмена информацией и опытом в сфере привлечения инвестиций и продвижения проектов.

 

2.2 Экономическая политика

 

Кыргызстан - страна с маленькой и открытой экономикой. Основными секторами экономики являются торговля и услуги, а также сельское хозяйство. Экономика республики представляет собой мелотоварную, аграрную, торгово-сервисную систему.

 

Благодаря членству в ВТО и либеральному таможенному законодательству Кыргызстан стал региональным центром по транзиту китайских товаров на рынки Центральной Азии и России.

 

В то же время экономика страны характеризуется отсутствием устойчивых межрегиональных и межотраслевых экономических связей внутри страны, что привело к делению экономики страны на две параллельные системы. Так Юг страны интегрирован с экономикой Узбекистана, в то время как Север страны интегрирован с Казахстаном. Север и Юг имеют связь только через автомагистраль Бишкек - Ош.

 

В целом устойчивость экономики Кыргызстана находится в сильнейшей зависимости от погодных условий ввиду большой доли аграрного сектора, а также экономических тенденций в региональной и мировой экономике.

 

Макроэкономическая политика государства в целом и в частности монетарная политика, будет направлена на обеспечение финансовыми средствами стратегических отраслей экономики.

 

2.3. Сельское хозяйство

 

Особое внимание нужно уделить развитию сельского хозяйства, которое является стратегической отраслью экономики Кыргызстана. Проблемы в этой сфере заключаются в необеспеченности сельхозугодий поливной водой, в отсутствии региональных проектов по строительству и реабилитации оросительных систем. Финансирование работ по поддержанию существующих ирригационных систем и сохранению водных ресурсов является недостаточным.

В свете вступления Кыргызстана в ЕАЭС стоит важный вопрос развития потенциала региональных сельхозпроизводителей. В этом направлении необходимы меры по повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, по развитию новых форм кооперации, созданию крупных агропромышленных кластеров, ориентированных на экспорт сельхозпродукции в страны-члены ЕАЭС.

Существенным препятствием для развития экономики регионов является недостаточность транспортной инфраструктуры. По данному направлению необходимо решить вопрос о выделении средств на реализацию проектов, направленных на строительство и реабилитацию существующих региональных и стратегических дорог.

Для развития бизнеса в регионах необходимо решить ряд вопросов, связанных со снижением процентных ставок по кредитам, и расширением банковской сети в регионах. Для доступности сельского  населения  к продуктам/услугам необходимо рассмотреть вопрос открытия банками с государственной долей (открытые акционерные общества «РСК Банк», «Айыл Банк»), в центрах крупных айылных аймаков сберегательных касс с установкой периферийных устройств (банкоматов, терминалов и т.д.).

Инвестиционный климат в регионах остается малопривлекательным. Местные органы власти совместно с органами местного самоуправления не в состоянии обеспечить консенсус для принятия взаимоприемлемых решений в вопросах, касающихся экологии и развития местной экономики. Отсутствуют оптимальные модели долгосрочных взаимовыгодных отношений между инвесторами и местным сообществом. 

Не исследованы возможности «реанимации» или диверсификации простаивающих и действующих предприятий, работающих на местном сырье.

Непоследовательно ведется работа по совершенствованию налоговой системы в части стимулирования развития местной экономики и поддержки приоритетных направлений экономики регионов. Существующие механизмы и инструменты государственной поддержки продвижения отечественных товаров на внешние рынки малоэффективны.

Чрезвычайно значимо решение вопроса развития приграничных территорий, в которых экономические и социальные задачи тесно переплетаются с вопросами безопасности Государственной границы Кыргызской Республики. Для таких территорий необходимы особые программные мероприятия, стимулирующие экономическое развитие и решающие социальные вопросы.

Решение всех вышеперечисленных проблем направлено на развитие отраслей сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, малого и среднего бизнеса, которое в конечном счете отразится на улучшении качества жизни в регионах и снизит диспропорции в развитии регионов страны.

Участие кандидата в выборах:

  1. Выборы айылного кенеша 2013 год;
  2. Выборы городского кенеша 2017 год;
  3. Выборы городского кенеша 2020 год.