Преамбула. Наш манифест
Мы, партия Эл Умүтү/Надежда народа, объединение молодых граждан, выросших в независимом Кыргызстане. Мы свободны от старых политических догматов, избитых лозунгов. Мы идем, чтобы сменить отживший уклад. Перемены, которые мы хотим осуществить, изменят страну к лучшему.
Мы с вами видели десятки выборов в стране. Мы видели, как сменяются политики и как они цепляются за свои кресла, как они не стыдятся своих поступков и своей лжи, как пытаются подкупать людей. Как дают обещания и не выполняют их. Как депутаты парламента лоббируют интересы олигархов или выторговывают себе бенефиты, изображая оппозиционеров. Как разводят кипучую деятельность, которая ни к чему не приводит: бездействие и беспринципность – вот их рецепт удержания власти.
И нам это всё надоело.
Наша цель – привести в политику страны молодых деятельных грамотных людей с актуальным видением действительности и перспектив, с трезвым взглядом на наши возможности и слабые места, не оторванных от жизни народа.
Мы уверены, что сегодня единственная надежда народа – молодежь. Прежним поколениям политиков доверия нет, мы видим – они не способны на созидание. Только и делали, что тридцать лет пилили, распродавали, разрушали советское наследие и в итоге оставили нас ни с чем.
Мы начинаем строить страну заново. Сегодня нужны реальные действия, реальные дела.
Мы выражаем поддержку ключевым начинаниям президента. В то же время мы видим, как его инициативы тормозятся, забалтываются, извращаются. Мы считаем, что ему нужна инициативная поддержка и конструктивная критика со стороны парламента, которые мы готовы предоставить, и поэтому идем на выборы.
Мы видим первоочередные проблемы, стоящие перед страной:
- Энергетический кризис и повышение цен.
У каждого кризиса есть причины, и есть виновные. В данном случае причины системные и сложились не сегодня, а вот виновные в том, что проблемы энергосектора приобрели такой размах, – вполне конкретные члены правительства и минэнерго.
Управление потребительской инфляцией прямая обязанность правительства и Нацбанка. Но сегодня это две конкурирующие силы, а не сотрудничающие, в результате рост цен становится бесконтрольным.
- Внешняя турбулентность и субъектность Кыргызстана.
Пандемия показала, как мы уязвимы: введение локдаунов разными странами, а подчас и городами, стало инструментом давления на кыргызстанских трудовых мигрантов, на который страна с трудом находит ответные решения. А жизнь в формате «младшего партнера», «буферной зоны», «транзитного коридора» – это все ущербная позиция, при которой Кыргызстан теряет свою политическую субъектность.
- Деградация профессиональной среды и безработица.
Государство самоустранилось от вопроса формирования рынка труда внутри страны, не оказывает материальной и инфраструктурной поддержки трудовым мигрантам, несмотря на парадоксально благоприятную ситуацию для трудовых мигрантов именно в пандемийный период – наших рабочих ждут в других странах, готовы платить, но лоббисты разного толка мешают этому процессу.
Фундаментальная причина неуспешности политики прежних лет – в тотальной безучастности государства к судьбам людей. В отсутствии реального народовластия. В имитационной природе представительной демократии в стране.
И мы хотим это изменить, опираясь на наши идеологические принципы.
Мы выступаем за:
- Политическую принципиальность, а не коалиционные компромиссы. Мы хотим вести эффективную законодательную работу в парламенте, опираясь на широкое общественное информирование и глубокую независимую экспертизу.
- Разумный баланс государства и частной инициативы в экономике, в том числе за бо́льшее участие государства в стратегических отраслях экономики, но меньшее его вмешательство в дела малого и среднего бизнеса, а также за право всех граждан на свою долю от рентных доходов.
- Социальное государство, ориентированное на развитие людей, на создание возможностей, а не препятствий.
- Гендерное равенство и культурную модернизацию, которая обеспечит нетерпимость к домашнему насилию, принудительным бракам, воровству невест и тому подобной архаичной практике.
- Реформы в образовании, кратное увеличение финансирования этой сферы и привлечение иностранных специалистов для создания в Кыргызстане новой системы конкурентоспособного образования, чтобы молодежь могла реализовать себя в новом, цифровом мире.
- Экологическую ответственность и высокие государственные стандарты в природоохранной политике и законодательстве.
- Гармоничное, сбалансированное развитие регионов с высокой степенью децентрализации экономической инициативы и бюджетного обеспечения.
Политическая принципиальность
Современный депутат Жогорку Кенеша далек от образа человека, достойного уважения. Мы хотим вернуть статусу депутата парламента доверие избирателей, сограждан и стать истинными представителями народа. В нашей партии есть лидеры, но нет вождя. Мы – союз равных соратников, которые хотят обновления Кыргызстана уже в нашей жизни, а не только для будущих поколений. Мы хотим быстрых перемен и опираемся не на слова, а на дела
Наши принципы:
- Мы – самостоятельная сила и не будем вступать в коалиционные объединения в парламенте ни с кем. Голосуя за нас, избиратель может быть уверен, что после выборов мы не изменим своих позиций.
- Если мы увидим реальную пользу для людей от законопроекта даже наших оппонентов и идеологических противников – мы поддержим его. Все политические и законодательные акты должны работать на благо народа – это главный критерий и главная мера ценности любых решений.
- Все инициативы должны подвергаться глубокой независимой профессиональной экспертизе, а также общественному обсуждению.
Наше перспективное видение
В ближайшем будущем мы должны выйти на новый уровень демократии прямого действия – цифровое народовластие, когда каждый гражданин сможет благодаря цифровым технологиям высказывать свое мнение по актуальным вопросам. Это позволит все предложения депутатов, проекты правительства и президента страны оперативно оценивать на степень поддержки народом.
Технология blockchain вполне обеспечивает безопасность и гарантирует сохранность каждого голоса, защищает от административного или иного вмешательства. Это также значительно сэкономит ресурсы государства – каждые выборы стоят колоссальных средств, а главное, сделает участие народа в принятии важных социально-политических решений постоянным, а не от выборов к выборам.
Экономическое развитие и государственное участие
Мы требуем пересмотра и обновления экономического курса правительства, который мы оцениваем как тупиковый и нерезультативный. В результате медлительности правительства и политизированности его решений, государство теряет время и поддержку народа. Политики выдают за свою заслугу привлечение иностранных инвесторов, добиваются для них преференций и льготных условий, умножая коррупционную среду. А мы считаем, что это иностранные инвесторы должны конкурировать между собой и платить Кыргызстану за доступ к нашим ресурсам и рынку. Этому будет способствовать бо́льшая открытость в конкурсных процедурах. В перспективе страна должна вернуть приоритет национального законодательства над международным и таким образом укреплять свою политическую субъектность.
Ресурсы страны – это достояние народа. Буквально. Мы будем продвигать проект «Моя страна – мое богатство». В перспективе каждый кыргызстанец должен иметь оформленное право на свою долю ренты от разработки природных ресурсов – с рождения и пожизненно, направляемую на именной пенсионный счет, имея при этом доступ к этим средствам для инвестиционных целей или в случае крайней жизненной необходимости.
Государство не должно самоустраняться от проблем граждан, больше участвовать в экономике страны.
Мы выступаем за новый государственный приоритет – экономическое благополучие кыргызстанских семей. Мы инициируем партийный проект «Крепкая семья – поддержка семейного бизнеса», гарантируем его законодательное определение и обеспечение. Укрепляем семьи – укрепляем экономику:
- льготные кредитные условия на развитие семейного бизнеса – под 4,8% годовых с государственным субсидированием;
- земля в долгосрочную аренду (на 49 лет) на семейный бизнес с последующим правом выкупа;
- приоритетное обеспечение коммуникациями (свет, вода) таких домохозяйств.
Сегодня экономическая устойчивость зависит не от Кумтора, а от энергетического сектора и частной предпринимательской инициативы. И государство должно обеспечить приоритетное развитие этим направлениям.
Интенсификация развития угольной отрасли. По запасам мы на 2-м месте в Средней Азии, а при этом импортируем почти 2/3 от потребления топлива. Мировые ограничения на использование угля не за горами, и есть буквально несколько лет, чтобы по максимуму использовать этот ресурс, на который приходится почти половина энергобаланса страны и который еще значительный период будет востребован в регионе.
Снижение розничных цен на уголь. Для этого нужно сократить значительную транспортную и сбытовую долю в цене угля, которая достигает 70 % из-за плохой связанности месторождений и центров потребления.
Приоритетное внутреннее обеспечение энергоресурсами: сначала для своих граждан, потом на экспорт.
Мы видим энергетическую перспективу в развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ). И здесь огромный потенциал: пустынные горные склоны – это фактически готовая площадка для размещения солнечных панелей и ветрогенераторов, что наглядно реализовано во многих странах. Однако пока полностью отсутствует законодательная и нормативная база развития этого направления, без чего разрабатывать его невозможно.
Гидропотенциал страны в 10 раз превосходит используемый, почти 160 млрд кВт час. В то же время 80 % потребления приходится на север, а основная часть электроэнергии вырабатывается на юге – потери в системе передачи очень высоки. Поэтому мы выступаем за сбалансирование перекоса: в дополнение к большой гидроэнергетике, работающей на крупных потребителей (города, промышленность и экспорт), развивать малые ГЭС – для обеспечения сельских поселений и повышения их потенциала.
Усиление регионов
В стране более тысячи аулов. Их энерго- и водная обеспеченность – залог благополучия и развития.
Одним из факторов укрепления сельской экономики мы считаем развитие энергетической независимости локальных региональных общин (аулов и айыльных аймаков) – реализация проекта строительства малых ГЭС из расчета одна установка на 70-100 дворов (в радиусе 15-20 км) с конечной себестоимостью не выше 70-80 тыйынов/кВт. Такой проект уже разработан, неоднократно анонсировался, но не реализуется из-за монопольного права некоторых олигархических структур, не заинтересованных в том, чтобы села стали экономически более независимыми.
Более 90 % водопотребления в стране направляется на орошение. Государство должно централизованно провести модернизацию ирригационных систем, износ которых приводит к потерям до 20 % воды. Мы выступаем за существенное обновление Водного кодекса, адресное повышение дотаций на ирригацию и дренаж местным общинам.
Социальная поддержка
Большая, крепкая семья – это кыргызское достояние. Мы хотим создать новую систему поддержки молодых семей. По статистике, в среднем к 25 годам молодые кыргызстанцы уже создают семьи, рожают детей. И в основном полагаются на своих родственников, ближний круг, а не на государство. Мы считаем необходимым ввести систему адресных субсидий молодым семьям для оплаты доступа в частные детские сады и ясельные группы, чтобы у молодых родителей было больше времени на собственную профессиональную реализацию. Мы считаем справедливым доплачивать к пенсиям пожилых родителей, которые заботятся о внуках.
Также мы выступаем за материальную поддержку семей с престарелыми родственниками, развитие паллиативной помощи.
Источником повышения социальных выплат мы видим увеличение налогового бремени для иностранных компаний, занятых в сфере недропользования и экспорта ресурсов из Кыргызстана, как следующий этап после восстановления приоритета национального права над международным. Мы считаем, что иностранные компании, работающие в Кыргызстане, должны платить повышенные социальные отчисления. Мы не видим необходимости в их особой социальной активности, благотворительности и тому подобных PR-проектах, пусть просто отчисляют на социальные нужды на 30 % больше, чем кыргызстанские компании.
Культурная идентичность
Время идет только вперед, и ничто не остается неизменным. Даже наша культурная, национальная идентичность меняется, и не надо бояться этих перемен. Мы идем в ногу со временем, используя всё новое во благо. Потому что это наше время.
Да, мы за крепкие, большие семьи, сохраняющие наши национальные традиции. Но мы против того, чтобы реанимировать или оправдывать архаичные, отжившие и часто антигуманные обычаи.
Жизнь, здоровье, честь и достоинство женщин и детей – святые понятия. Посягательство на них – преступление, и должно караться повышенной ответственностью.
Отличия в культурном и образовательном уровне между городом и селом необходимо уменьшать. Для этого предстоит нивелировать цифровое и информационное неравенство:
- повысить качество доступа к интернету (в частности, обеспечить полное покрытие 4G-сигнала по стране),
- стимулировать рост объема качественного контента на государственном языке, в том числе благодаря дотациям кыргызскоязычным СМИ.
Конкурентоспособное образование
Мы видим необходимость в модернизации системы образования по двум направлениям:
Первое – ускоренное развитие среднее-профессионального образования, обеспечивающее молодых кыргызстанцев качественным доступом к широкому спектру рабочих профессий. Подключение Кыргызстана к системе Worldskills, освоение мировых практик подготовки рабочих современного уровня;
Второе – повышение школьного уровня подготовки основам программирования и началам цифровых профессий, чтобы в дальнейшем молодежь, претендующая на высшее образование (или самореализацию в цифровой экономике), могла быть успешной и конкурентоспособной. В идеале выпускник школы должен знать современные языки/технологии программирования на прикладном уровне.
Для этого стране предстоит привлечь иностранных преподавателей и образовательные технологии. Это установленный факт, что в нашей стране преподавателей и методик такого уровня просто нет, равно как нет законодательной базы для проведения такой реформы.
Экологическая ответственность
Ответственное отношение к природе начинается не с озабоченности глобальным потеплением, а с заботы о чистоте своего двора, аула, города, с наведения порядка в соблюдении экологических стандартов промышленными предприятиями.
Наши приоритеты:
- Модернизация системы сбора и утилизации бытового мусора. Размеры накопленного бытового и промышленного мусора, просто закопанного в землю, колоссальны, мощности старых полигонов исчерпаны, а старые технологии утилизации непригодны. Требуются новые законодательные меры по регулированию оборота ТБО.
- Сохранение территорий национальных парков и заповедников в нетронутом виде. Не секрет, что коррупционеры выводят такие земли из действия природоохранного законодательства для строительства своих вилл, бизнеса, развлечений.
- Создать систему озеленения населенных пунктов и восстановления лесов.
Устойчивое здравоохранение
Пандемийный шок показал, насколько наша система здравоохранения уязвима, а руководящие органы не способны противостоять чрезвычайным обстоятельствам.
Нередки случаи, когда пациенты получают вакцины разных производителей с неясным составом и подчас негативным эффектом. Учет вакцинированных и переболевших не ведется практически никак, ПЦР-тесты и справки о вакцинации продаются.
На фоне Ковид-19 полностью заброшена медицинская помощь другим больным.
Пора остановить панику и восстановить нормальную работу системы здравоохранения. Привести в порядок взаимное признание справок по вакцинации со странами, куда едут наши граждане.
Врачи показали себя настоящими героями на фоне трусливых чиновников. И мы должны понять, что система здравоохранения держится на врачах и медсестрах. Их труд должен оплачиваться достойно, а будущее защищено и обеспечено.
***
В нашем списке 15 фамилий – это наш основной список. Это тот актив, что сформировался в период пандемии, когда мы все объединились для нужного и реального дела – помогать нашим гражданам. Эта добровольная работа нас сплотила и помогла прийти к единому пониманию будущего нашей страны.
Помогая людям,
мы стали соратниками,
единомышленниками,
партией.
Мы готовы действовать.